mm..da За неделю до смерти в интервью «Le Figaro» Антонен Арто так выразил ключевую проблему своей жизни:
«Я хотел бы писать, не подчиняясь грамматическим правилам, найти способы выражения за пределами слов. И порой мне кажется, что я вплотную приблизился к этому… но всё снова отбрасывает меня назад к норме». Арто сформулировал проблему знака во всей её зловещей двусмысленности. Его приводила в ужас неподлинность собственного «я», извечная обречённость говорить на языке Другого (поздние работы Арто пронизаны оскорбительными нападками на Бога как главного виновника этого надувательства и грабежа). Именно здесь, в экспериментах со словом, и рождалась тема двойника.
«Одна из причин удушающей атмосферы, в которой мы живём, не видя ни просвета, ни помощи, и за которую мы все в ответе, даже самые радикальные среди нас, заключается в преклонении перед всем, что написано, сформулировано и изображено, перед всем, что приняло некую форму, — как будто всякое выражение уже не исчерпало себя до конца, не подошло к той точке, когда надо, чтобы всё лопнуло, прежде чем начать сначала».